Документ предоставлен КонсультантПлюс

Бизнес-сообщество, организации, призванные защищать интересы компаний, самые разные ведомства… буквально все были включены в процесс обсуждения подходов для проведения амнистии по дроблению бизнеса. И вот в конце мая Минфин подготовил масштабный проект поправок, который включил в себя в том числе и амнистию по дроблению бизнеса (есть у редакции «ПБ»). В этом материале мы объединили и те предложения, которые выносились на общественные обсуждения, и итоговое предложение Минфина.

Первое, с чего стоит начать, и это, пожалуй, самая серьезная проблема — отсутствие в налоговом законодательстве определения дробления бизнеса. На практике это означает, что компании разделяются, а налоговые инспекторы ищут признаки незаконного дробления во время проверок. И в случае получения таких сведений доначисляют им налоги.

 

Отсутствие нормативной базы по дроблению в прошлом

Одним из самых обсуждаемых вопросов дробления уже не один год являлось фактическое признание существования такой схемы в Налоговом кодексе. Участники рынка не понимают, какое их действие может быть расценено инспекторами как незаконное дробление. Судебная практика очертила контуры дробления, однако полной ясности, что организации могут делать, а за какие действия инспекторы привлекут их к ответственности, так и не появилось. С другой стороны, идея установить некие законодательные границы для разделения бизнеса — довольно опасная. Ведь если государство определит контуры, то бизнес, который ищет способ ухода от налогов, может воспользоваться точностью формулировок и найти лазейки, которые будет использовать для получения необоснованной налоговой выгоды.

С проектом, предложенным Минфином, эти обсуждения уходят в прошлое. Ведомство дало определение схеме. «Дробление бизнеса — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов», — говорится в документе (есть у редакции «ПБ»).

Из этого определения следует, что у дробления есть несколько явных признаков:

— подконтрольность компаний;

— номинальная самостоятельность;

— единая цель — получить налоговую выгоду.

 

Критерии определения дробления

Как были устроены проверки до того, как Минфин в мае этого года дал определение дроблению? Инспекторы для выявления фактов незаконного разделения руководствовались относительно старым документом, а именно Письмом ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@. В нем перечислены 17 критериев, которые свидетельствуют о том, что компания разделилась с единственной целью — получить необоснованную налоговую выгоду. Для полноты картины вспомним их все:

— разделение бизнеса или производственного процесса происходит между компаниями, которые применяют УСН. Целью такого деления является уход от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;

— итоговым результатом дробления является сохранение текущих сумм налогов при росте компании или даже сокращение обязательных платежей;

— участники компаний, которые разделились, являются истинными выгодоприобретателями после дробления;

— участники разделения ведут аналогичный вид экономической деятельности;

— проведение дробления накануне расширения бизнеса или роста числа сотрудников;

— общие для всех компаний расходы;

— прямая или косвенная взаимозависимость;

— работа сотрудников одной компании в интересах другой;

— отсутствие у вновь созданных фирм собственных основных и оборотных средств, персонала;

— использование одного сайта, адресов, банков и пр.;

— вновь созданные компании работают с одним клиентом, который может быть либо поставщиком, либо покупателем;

— управление бизнесом осуществляется одними лицами;

— единые для всех компаний обслуживающие бизнес-подразделения, как то: бухгалтерская, кадровая, юридическая и прочие службы;

— ведение работы с госорганами одними специалистами для всей группы компаний;

— показатели деятельности близки к нормативам, установленным для специальных налоговых режимов, но не превышают их;

— данные бухучета с показателями вновь созданных компаний указывают на снижение рентабельности производства и прибыли;

— распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей исходя из применяемой ими системы налогообложения.

В этом же Письме налоговое ведомство указывает, что для выявления компаний, решивших пройти процедуру незаконного дробления, соблюдение всех критериев необязательно. Но и одного такого признака будет мало. Их должно быть несколько. И установлены они могут быть во время мероприятий налогового контроля. Далее ревизоры оценивали совокупность выявленных фактов и уже после этого принимали решение, имеет ли место получение необоснованной налоговой выгоды.

Нужно отметить, что суды, рассматривая споры о дроблении, также руководствовались этими принципами.

Как видим, Минфин обобщил эти критерии, создав емкое и единое для схемы определение.

 

Обратите внимание! В октябре прошлого года издание Forbes со ссылкой на замглавы Федеральной налоговой службы Виктора Бациева сообщало, что в период с 2018 по 2023 годы в судах было рассмотрено 643 дела о дроблении, а общая сумма доначислений составила 56 миллиардов рублей. Очевидно, что реальные показатели больше, так как не все налоговые споры доходят до арбитров.

 

Мотивация к соблюдению законодательства

Одна из важнейших целей, которую обсуждали все заинтересованные стороны предстоящей амнистии, — создание таких условий работы бизнеса, при которых дробление становится предпринимателям неинтересно. Ведь если бы все текущие условия работы сохранились, то после амнистии могли появиться коммерсанты, которые вновь захотели бы разделить свой бизнес.

«В качестве стимулов могут быть использованы сниженные ставки по страховым взносам, возможность сохранить статус МСП для получения льгот и мер поддержки со стороны государства», — рассказал РБК исполнительный директор организации «Опора России» Андрей Шубин (цитата по РБК). Андрей Шубин вспоминал эксперимент по снижению налогового бремени для кафе и ресторанов. Напомним, в 2022 году власти отменили НДС для общепита, который работает на общей системе налогообложения. Позже глава ФНС Даниил Егоров подтвердил, что инициатива оказалась эффективной, поступления НДФЛ по итогам 2022 года по сравнению с 2021 годом выросли на 2,5 миллиарда рублей.

Еще одной идеей по удержанию компаний от дробления называлась коррекция предельных сумм по УСН. «Малый бизнес развивается, становится средним и затем при переходе на общую, уже не льготную систему налогообложения он разоряется. То есть предприниматель заинтересован не в том, чтобы расти, а чтобы остаться маленьким либо дробиться. Было предложено очевидное решение: сделать более плавный переход, создать особые, отличные от общих налоговые условия для растущих, но пока некрупных компаний — МСП+», — рассказал глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров в интервью газете «Ведомости» (цитата по сайту газеты «Ведомости»).

Эта идея — сделать переход с УСН на ОСНО более плавным — вошла в проект закона Минфина.

Что предлагает ведомство? Увеличить порог доходов по «упрощенке» с текущих 265,8 миллиона до 450 миллионов рублей, а порог по остаточной стоимости основных средств — со 150 миллионов до 200 миллионов рублей. При этом компании, чей доход превышает 60 миллионов рублей, станут плательщиками НДС. Такой подход, по оценке экспертов, действительно будет мотивировать бизнес отказаться от дробления.

 

Сложности амнистии

Прежде чем перейти к рассказу о том, как будет выглядеть амнистия, уточним, что ранее подобные модели не применялись. В беседе с налоговым юристом до появления проекта изменений Минфина были предположения, что процедура может быть организована по аналогии с амнистией капиталов, которая проходила в России несколько лет назад и подразумевала направление бизнесом специальных деклараций. В то же время «Опора России» предлагала сделать процедуру автоматической. «Это означает, что юридическим лицам не требуется предпринимать какие-либо дополнительные действия или обращаться в уполномоченные органы. Все операции по дроблению, совершенные до определенной даты и времени, должны быть признаны правомерными и прощены», — говорится в письме организации, направленной в ФНС России (цитата по РБК). Такое предложение вызвано еще и тем, что не все предприниматели понимают, что нарушают законодательство. Тем, кто ориентируется на опыт других коммерсантов, может показаться, что дробление — обычная деловая практика.

Были у юристов и вопросы, связанные с теми компаниями, у кого в настоящее время проходит проверка или у кого она уже завершена, но решение налоговый орган пока не вынес.

Предложение Минфина дает ответы на все эти вопросы.

 

Как будет устроена амнистия?

В общих чертах процедура будет устроена следующим образом. Амнистия затронет период с 2022 по 2024 годы. Доначисления, которые могли бы начислить инспекторы, будут отменены при добровольном отказе компаний от дробления за период 2025 — 2026 годов. «Обязанность по уплате налогов, пеней, а также штрафов, предусмотренных статьями 119, 120, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, возникшая за налоговые периоды 2022 — 2024 годов в результате дробления бизнеса налогоплательщиков, может быть прекращена при добровольном отказе таких лиц от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей«, — пишет Минфин.

При этом вступившие в силу до 2025 года решения инспекций не будут отменены. «…Прекращение обязанности не распространяется на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок, вступившие в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона«, — говорится в документе, подготовленном Минфином.

Важно, что если проверка за период 2022 — 2024 годов была уже проведена, но решение еще не вынесено, то вступление его в силу в части дробления бизнеса будет приостановлено со дня вступления в силу настоящего закона. «Указанное приостановление не отменяет права налогоплательщика на обжалование такого решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган и в суд в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки и порядке и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа», — уточняет Минфин.

Далее рассмотрим еще несколько случаев, в которых может оказаться компания. Перечислим их по пунктам.

  1. Проверка за период 2022 — 2024 годов была, дробление установлено, решение не вынесено. Проверка за период 2025 — 2026 годов проведена, дробления не установлено.

В этом случае обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, доначисленных за период 2022 — 2024 годов, прекращается с момента вступления в силу решений о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

  1. В случае если проверка за 2022 — 2024 годы была, а новая, за периоды 2025 и 2026 годов, инспекторами не назначена, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращается с 1 января 2030 года.
  2. Проверка за период 2022 — 2024 годов была, дробление установлено, решение не вынесено.

Проверка за период 2025 — 2026 годов проведена, дробление снова установлено.

Тогда не вступившее в силу решение вступит в силу одновременно с новым решением инспекторов по итогам контрольного мероприятия за период 2025 и 2026 годов.

В этом случае Минфин делает оговорку. В частности, в ведомстве отмечают, что «при установлении за налоговые периоды 2025 и 2026 годов факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, установленная по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 — 2024 годов, прекращается в соответствующей части», — говорится в законопроекте.

И еще одно положение. «В случае если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса за налоговые периоды 2025 и (или) 2026 годов только после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки за 2025 и (или) 2026 год, обязанность по уплате налогов за налоговые периоды 2022 — 2023 годов, пеней, а также штрафов <…>, может быть прекращена при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также и за 2024 год до даты вступления в силу <.. > решения о привлечении <…> к ответственности <…>», — пишет Минфин.

  1. Проверка за период 2022 — 2024 годов была, дробление установлено, решение по проверке было приостановлено.

Компания прекратила работать, запущена процедура ликвидации, реорганизации, банкротства.

В этом случае обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, которая возникла по итогам проверки периодов 2022 — 2024 годов, прекращается.

И наконец, последняя ситуация, которая может возникнуть. Если после ликвидации или реорганизации налоговым органом «по результатам выездной налоговой проверки установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использованием дробления бизнеса продолжается в 2025 и 2026 годах иной группой лиц», то на них будет возложена обязанность по уплате налогов, отраженных в решении за периоды 2022 — 2024 годов.

В завершение отметим, что на момент подготовки этого материала законопроект, подготовленный Минфином, был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности.

 

Редакция «ПБ»

Подписано в печать

06.06.2024

 

Документ в СПС КонсультантПлюс:

Статья:

Контуры будущей амнистии по дроблению

(«Практическая бухгалтерия», 2024, N 6)