Своим Постановлением от 01.10.2020 N 1587 Правительство РФ продлило до 7 января 2021 года мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов, который ввели в связи с коронавирусным кризисом. Юристы от такого «подарка» далеко не в восторге — мера не решила проблемы бизнеса, а только «заморозила» их. А в дальнейшем может еще и усугубить.

Банкротный мораторий временно спас многие отрасли от волны банкротств, но не смог решить экономические проблемы и оставил немало юридических пробелов. Судам уже приходится принимать решения в условиях, когда закон не отвечает на все вопросы. Неизвестно, что делать с банкротными делами, возбужденными до начала моратория. На практике — «разброд и шатание». Кроме того, российский законодатель не урегулировал вопрос финансирования пострадавших компаний. Инвесторы могут оказаться под ударом.

Банкротный мораторий: «эффект домино» не за горами

Банкротный мораторий — инструмент, призванный обезопасить компании от несостоятельности в период кризиса из-за коронавируса. На полгода он «защищает» ряд компаний и ИП от кредиторов. С 6 апреля по 6 октября 2020 года они не могут инициировать несостоятельность должников. Под действие моратория подпали компании особо пострадавших сфер деятельности (общепит, транспорт и т.п.), системообразующие организации и стратегические предприятия. Проверить, входит ли общество в список, можно на сервисе ФНС (https://service.nalog.ru/covid/?t=1601822534076).

Самим должникам, в отличие от кредиторов, можно подать заявление на банкротство либо выйти из-под действия моратория. По данным «Федресурса» (https://bankrot.fedresurs.ru/BankruptcyMoratorium.aspx?attempt=1), на конец августа 2020 года среди отказавшихся — порядка 750 организаций (из 3,5 млн подпавших под мораторий). В их числе — многие крупные компании. Например, «Роснефть», «Газпром» и «Газпром нефть», МТС, «Русагро», ГК «НЛМК», «Новатэк», «Вымпелком», ряд компаний «Пепсико Холдингс» и «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Информацию об этом также опубликовал «Федресурс».

Таким образом, большинство представителей бизнеса остались под действием моратория. Но на практике институт лишь отсрочил момент банкротства. Мера скорее «заморозила» проблемный бизнес, чем улучшила состояние компаний.

Актуально. Подводить даже предварительные итоги моратория пока рано. Он был введен на полгода (до 6 октября 2020 г.) и еще может быть продлен (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 428). Но уже сейчас очевидны пробелы в принятых нормах. Пока это выглядит так: есть проблема, решить не можем, оставим на потом, может, рассосется. Но не рассосется, будет хуже.

Больше трети компаний почти всех отраслей рискуют обанкротиться. Такие данные в мае показал мониторинг Центра стратегических разработок после анализа работы 250 фирм. По их данным, в самом тяжелом состоянии сфера торговли и услуг, высок риск банкротства у легкой и пищевой промышленности. После отмены моратория может произойти «эффект домино» — банкротство контрагентов повлечет несостоятельность экономически связанного бизнеса.

Пробелы в принятых нормах: например, до сих пор непонятно, на кого распространяется мораторий: на все компании, которые вошли в перечень пострадавших отраслей, или только на тех, кто имел задолженность до моратория. Ситуацию иллюстрирует разбирательство по делу N А58-6730/2018. Авиакомпания добилась в арбитражном суде приостановки взыскания 223,3 миллиона рублей в пользу кредитора.

Суд счел достаточным, что компания включена в список пострадавших отраслей. Но апелляционная инстанция решила, что если в отношении ее не введена процедура банкротства, то положения моратория не могут на нее распространяться.

Цель моратория — помочь бизнесу выйти из сложного финансового положения и вернуться к нормальной хозяйственной деятельности. Но суды не смогли преодолеть формализм. Нет ничего хуже, чем игнорировать цель моратория и фокусироваться лишь на буквальном тексте.

Риски для должника и кредитора

На компании, подпадающие под действие моратория, распространяется режим «подозрительности». Это значит, что любые сделки (даже самые добросовестные, направленные на попытки реабилитировать бизнес) могут оспорить по банкротным основаниям. Это может стать основанием привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности.

Чтобы сделки не признали недействительными, при заключении договоров нужно соблюдать все необходимые корпоративные процедуры, избегать нерыночных условий, а также нетипичных для компании сделок.

Кредиторы же могут столкнуться с недобросовестными должниками, для которых мораторий — это способ выиграть время и «замести следы». В этом случае нужно доказывать, что должник использует мораторий в противозаконных целях: уведомлять контрагентов о том, что они причиняют вред другим кредиторам и способствуют выводу имущества, делать публикации в СМИ, описывающие реальное состояние должника и цель его действий. Эти шаги если и не помогут остановить недобросовестного должника, то облегчат оспаривание сделок. И здесь кредитор может столкнуться с проблемами.

Если должник самостоятельно подаст заявление о банкротстве, то кредитор может упустить срок оспаривания сделки, так как он будет исчисляться с даты возбуждения дела о несостоятельности.

Несколько рекомендаций:

  • следить за движением имущества и сделками должника через доступные сервисы (ЕГРН, раскрытие корпоративной информации);
  • не упускать время и «просуживать» задолженность, получать исполнительные листы;
  • отслеживать подачу должником собственных заявлений о банкротстве и быть готовым включиться в процедуру.

Обратите внимание! Еще один риск — кредитор может заключить договор с фактическим банкротом, который продолжает деятельность только из-за моратория. Чтобы такого не было, нужно тщательнее проверять всех потенциальных контрагентов, в том числе их бухгалтерскую отчетность и исковую нагрузку. И только после этого принимать решение о заключении договора.

Поддержка в период моратория — тоже риск

С трудностями могут столкнуться и те, кто захочет поддержать бизнес в период моратория. Например, предоставить заем или коммерческий кредит.

В случае банкротства тех, кто предоставил компенсационное финансирование, ждет понижение в очередности требований (в соответствии с разъяснениями Верховного Суда в Обзоре судебной практики от 29.01.2020), ведь законодатель не предусмотрел исключений относительно субординации требований в период моратория.

Если же компания вернет представленную сумму, но в трехлетний период начнется ее банкротство, то такая сделка может быть оспорена как причиняющая вред другим кредиторам. Получается замкнутый круг: без поддержки бизнес не справится с трудностями, а поддержку кредиторы не хотят оказывать из-за рисков.

При этом российский законодатель никак не урегулировал эти ситуации. Например, в Германии приняли закон о смягчении последствий пандемии COVID-19 в гражданском, банкротном и уголовно-процессуальном законодательстве. Согласно параграфу 2 предоставление должнику в период моратория займов или кредитов и их возврат до 30 сентября 2023 года не считаются причиняющими вред кредиторам. Исключение — если другая сторона знала, что финансирование должника не позволит преодолеть его неплатежеспособность.

Дела, возбужденные до введения моратория

Неясности есть и с банкротными делами, которые были возбуждены до начала моратория. Закон о банкротстве напрямую не регулирует, что будет с ними. Общее правило — если кредитор подал заявление о признании должника банкротом до введения моратория, но оно еще не было принято судом к производству, заявление возвращают кредитору.

На практике встречаются и другие случаи. Например, по делу N А40-48220/20-90-60Б в Арбитражный суд города Москвы заявление о признании должника банкротом поступило 12 марта 2020 года, его приняли к производству. Но на первом заседании объявили перерыв до 4 июня. Ссылаясь на то, что общество подпадает под мораторий по основному виду деятельности (деятельность гостиниц), суд оставил заявление без рассмотрения.

Подобная «забота» о должниках со стороны судов является излишней и не отвечает принципу равноправия участников гражданских отношений.

С этим согласилась и апелляционная инстанция по делу N А40-54877/20-88-102″Б». Первая инстанция оставила без рассмотрения заявление кредитора, несмотря на то что его приняли в производство до начала моратория. Это решение отменил 9-й ААС и направил дело на новое рассмотрение.

«Предбанкротный» контрагент — как узнать?

Фактически в предбанкротном состоянии сейчас находятся очень многие компании. И шансы, что дела пойдут на поправку, невелики. В их числе могут быть и ваши контрагенты, с которыми у вас запланировано длительное сотрудничество и на которых вы полагаетесь. Или они должны вам денег, которые все собираются отдать и все никак… Так вернут или нет? Гадание на ромашке — архаика, есть другие методы «предсказаний», гораздо более точные.

На заметку. Чем раньше вы узнаете о грядущем банкротстве контрагента, тем лучше. Это может помочь первым подать заявление в суд и выбрать управляющего, а если процедура уже начата — быстрее включиться, чтобы отстаивать свои интересы. Можно подписаться на специальные сервисы, читать сообщения в прессе, обращать внимание на сокращение штата сотрудников и смену места регистрации. Один из основных помощников — бухгалтерский баланс должника. По нему можно определить недостаточность имущества.

Обратитесь к специальным сервисам

Отследить состояние контрагента помогут:

  • Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (https://fedresurs.ru/?attempt=1). Там публикуются уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Впрочем, следует учитывать, что налоговый орган не обязан никого уведомлять. Он может сразу пойти в суд;
  • Картотека арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru/). О предстоящем банкротстве могут свидетельствовать возросшее количество споров и вынесенные судебные акты о взыскании значительных сумм;
  • Банк данных исполнительных производств (https://fssp.gov.ru/iss/IP) поможет узнать о неисполненных обязательствах вашего партнера перед его контрагентами. Если взыскания непрерывно продолжаются в течение нескольких месяцев, а исполнительные производства не завершаются фактическим исполнением, то, скорее всего, один из кредиторов обратится с заявлением о банкротстве;
  • Нотариальный реестр регистрации залогов движимого имущества (https://www.reestr-zalogov.ru/search) покажет обязательства контрагента перед третьими лицами и их обеспечение залогом;
  • Вестник государственной регистрации (https://www.vestnik-gosreg.ru/) содержит информацию о добровольной и принудительной ликвидации;
  • Центр раскрытия корпоративной информации (https://www.e-disclosure.ru/?attempt=1). Все публичные и некоторые непубличные общества раскрывают информацию о себе на этом ресурсе.

Кроме того, существуют разнообразные платные сервисы («Контур.Фокус», Casebook, SPARK и др.), на которые можно оформить подписку. Это удобно при большом количестве контрагентов.

ГИРБО нам в помощь!

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/) позволяет скачать отчетность контрагента с электронной подписью ФНС, но только за 2019 год. Из нее можно узнать о соотношении размера обязательств с размером активов. Если обязательства превышают активы, то это свидетельствует о недостаточности имущества и, следовательно, о невозможности удовлетворить требования всех кредиторов и о вероятности просрочки исполнения обязательств. Контрагент может быть близок к банкротству.

Также можно проанализировать коэффициенты платежеспособности (например, абсолютной и текущей ликвидности, обеспеченности должника его активами). Низкие показатели свидетельствуют о плохом финансовом состоянии контрагента.

Если контрагент является частью холдинговой структуры, целесообразно рассматривать его отчетность в совокупности с отчетностью других компаний холдинга. Эту задачу выполнить легче, если головная компания группы представляет консолидированную отчетность по международному стандарту финансовой отчетности.

Читайте сообщения в СМИ

По результатам мониторинга СМИ можно обнаружить, что та или иная компания находится в сложной финансовой или конфликтной ситуации. Эту информацию можно найти в деловых печатных источниках, а также в Telegram-каналах о резонансных судебных спорах.

Следите за выводом имущества

Вывод имущества контрагента (а также продажа основных активов или единственного самого ценного актива) — причина насторожиться. Сделки по отчуждению активов с высокой долей вероятности говорят о том, что контрагент не планирует исполнять свои обязательства перед независимыми кредиторами. О потенциальном выводе активов может свидетельствовать резкое изменение их структуры (в частности, основных средств).

При этом многие бизнесмены рассчитывают на то, что после вывода активов до банкротства пройдет достаточно времени, чтобы истекли сроки оспаривания. Поэтому следить за изменениями надо все время. Например, за недвижимостью через ЕГРН.

Обращайте внимание на косвенные признаки

О скором банкротстве контрагента свидетельствуют:

  • появление просрочек исполнения обязательств;
  • значительное сокращение штата сотрудников;
  • неполучение контрагентом корреспонденции по адресу регистрации юрлица, особенно если ранее такой проблемы не было;
  • смена места жительства должника или места регистрации компании;
  • назначение нового генерального директора. «Это может объясняться попыткой защитить прежнего руководителя от ответственности за несвоевременную подачу заявления о банкротстве», — говорит Есманский;
  • появление нового юрлица с похожим названием, связанного с бенефициаром вашего контрагента.

Мониторьте официальные источники

Действующее законодательство обязывает компании уведомлять своих контрагентов о банкротстве через печатное или электронное издание «Коммерсантъ» (https://bankruptcy.kommersant.ru/search/index.php). Для поиска объявлений о банкротстве там достаточно ввести ИНН, ОГРН или другие идентификаторы компании.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (https://bankrot.fedresurs.ru/?attempt=1) содержит всю информацию о финансовой несостоятельности юрлиц в стране. Уведомление на этом сайте размещается минимум за 15 календарных дней до обращения в суд. Необходимо отслеживать эти источники, чтобы не пропустить срок на подачу заявления о включении требований в реестр.

Те, кто получил льготные кредиты в карантин, станут банкротами?

А вот бизнес-омбудсмен Борис Титов, не обходя вниманием и тему моратория, вдобавок предрекает массовые банкротства среди компаний, которые воспользовались льготным кредитом по ставке 2% на пополнение оборотных средств. Он увидел проблему в том, что по условиям кредита предприниматели обязаны сохранить численность работников не менее 80% от той, что была по состоянию на 1 июня 2020 года. Сведения по численности подаются по форме СЗВ-М, крайний срок подачи которой — 15-е число месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, когда был самый пик обращений, с 1 по 15 июня, банкам давались сведения по состоянию на 1 мая, поскольку кто-то мог в момент обращений еще не сдать отчетность.

«Согласно условиям программы, чем раньше заключен кредитный договор — тем больше сумма кредита. Поэтому основная масса предпринимателей обратилась в банки уже в первые две недели июня. Очевидно, что в погоне за скорейшим получением финансирования большинство предпринимателей не изучили все условия предоставления льготного кредита, установленные правилами и кредитными договорами», — говорится в письме, которое уполномоченный направил в Правительство.

По словам бизнес-омбудсмена, многие предприниматели к июню в силу разных обстоятельств сократили численность своих работников более чем на 20% по сравнению с численностью за апрель. Обращаясь за кредитом, они были в полной уверенности, что численность их работников будет рассчитана по состоянию на 1 июня, «однако по факту они уже нарушили условия льготного кредитования». Такие нарушения, по мнению Титова, могут привести к массовым банкротствам, поскольку кредиты придется возвращать полностью, да еще и с процентами, которые прописаны в договоре с банком. И они там далеко не льготные.

Важно. Льготная программа кредитования под 2% позволяет предприятию списать заем и проценты по нему в случае сохранения занятости. При этом на момент выдачи кредитов банкам была недоступна официальная информация о численности сотрудников на предприятиях на 1 июня, и они руководствовались данными за апрель. Не зная об этом, предприниматели могли сократить штат сотрудников относительно апреля и будут вынуждены вернуть деньги с процентами по полной ставке.

«В итоге по окончании базового периода (1 декабря) такие предприниматели будут переведены на период погашения и тремя равными платежами — 28 декабря 2020 года, 28 января и 1 марта 2021 года — обязаны будут вернуть кредит, но уже не по льготной, а по стандартной ставке, определяемой самими банками — порядка 15% годовых», — отметил Титов.

Чтобы избежать подобных ситуаций, бизнес-омбудсмен предлагает Правительству внести поправки в Постановление от 16.05.2020 N 696, меняющие точку отсчета для определения фактической численности работников у заемщика. И актуализировать данные о численности работников, размещенные в информационном сервисе ФНС по состоянию на 1 июня.

 

В. Вагантов

Юрист

Документ:


Статья: Как узнать о возможном банкротстве контрагента? (Вагантов В.) («Практическая бухгалтерия», 2020, N 10)