Документ предоставлен КонсультантПлюс

Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 28.11.2023 N Ф07-15491/2023 по делу N А56-122617/2022 разъяснил, какие признаки «сдают» организацию при работе по фиктивным договорам ГПХ с самозанятыми.

Суть спора

Организация заключила договоры с физлицами на оказание возмездных услуг по проведению с клиентами фитнес-центра групповых и персональных занятий. Договоры были заключены с 23 физическими лицами. Они являлись самозанятыми. С ними были подписаны акты сдачи-приемки.

ИФНС при камеральной проверке РСВ и дополнительных материалов доначислила страховые взносы на сумму почти в один миллион рублей. Также начислены пени.

Налоговые инспекторы посчитали, что компания занизила налоговую базу по страховым взносам в связи с тем, что фактически между ней и привлеченными физлицами-самозанятыми существовали трудовые правоотношения.

Компания обратилась в суд.

 

Решение судей

Суд первой инстанции встал на сторону налоговой инспекции, отметив, что физические лица в рамках отношений с компанией осуществляли трудовую деятельность. Вот какие доводы привели судьи:

— физические лица на систематической основе выполняли функции, которые обеспечивали деятельность организации;

— оплата физическим лицам осуществлялась регулярно;

— у договоров ГПХ с самозанятыми имеются признаки трудового договора.

Это решение организация обжаловала. Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.

Апелляционный суд пришел к выводу о самостоятельности исполнителей — физических лиц в своей деятельности и фактическом оказании ими услуг, а не выполнении трудовой функции.

Судьи «акцентируют» на отсутствии доказательств того, что физические лица были включены в производственный процесс и подчинялись трудовому распорядку. В договорах отсутствуют условия о соблюдении физическими лицами определенного режима работы и отдыха, не предусмотрена выплата сумм по временной нетрудоспособности и травматизму, предоставление иных гарантий социальной защищенности, не предусмотрена выплата фиксированного трудового оклада (в случае, например, отсутствия тренировок).

Но Арбитражный суд Северо-Западного округа по кассационной жалобе инспекторов отменил это решение апелляционного суда. Решение первой инстанции оставлено в силе, компанию обязали выплатить доначисления и пени.

 

Что важно соблюдать при заключении ГПД с самозанятыми

Работу самозанятых регулирует Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Вот основные ограничения при работе:

— нельзя привлекать наемных работников по трудовым договорам;

— нельзя заниматься перепродажами товаров или имущественных прав, кроме продажи личного имущества;

— нельзя заниматься добычей или продажей полезных ископаемых;

— нельзя осуществлять деятельность в интересах третьих лиц по договорам поручения, комиссии или агентским договорам (кроме тех, кто оказывает услуги доставки и приема платежей в интересах третьих лиц);

— нельзя применять НПД к доходам от аренды нежилой недвижимости;

— сумма дохода — не более 2,4 млн руб.

Важно соблюдать еще одно правило: НПД можно совмещать с другой работой по трудовому договору, но нельзя применять в отношении дохода, полученного от заказчика-работодателя или от бывшего работодателя (если с момента увольнения прошло меньше 2 лет). Это правило установлено для того, чтобы работодатели не могли переводить своих работников на самозанятость, экономя на налогах и страховых взносах.

Таким образом, физлица, оказывающие услуги (выполняющие работы), вправе применять спецрежим НПД, если отношения с заказчиком не имеют признаков трудовых отношений в соответствии с ТК РФ.

 

Как судьи распознают подмену трудового договора на ГПД с самозанятым

Если спор с инспекторами дошел до суда, то судьи в первую очередь проверяют наличие трудовых отношений.

На практике применяют разъяснения, изложенные в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

Так, к характерным признакам трудовых отношений относятся:

— достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;

— подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);

— обеспечение работодателем условий труда;

— выполнение работником трудовой функции за плату.

Также о наличии трудовых отношений может свидетельствовать:

— устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности;

— наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

В комментируемом деле физлица получали не разовые задания, а были участниками непрерывного процесса личного выполнения работы одного вида, с одинаковыми условиями, в интересах, под контролем и управлением компании.

Эти признаки и подтвердили, что физлица работали «под видом самозанятых».

Кассация отметила, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что привлечение самозанятых по договорам ГПХ направлено на неправомерное уменьшение налоговых обязательств. В частности, на неуплату страховых взносов.

 

Что нельзя отражать в договоре ГПХ с самозанятым

Целью договора возмездного оказания услуг является не выполнение работы как таковой, а осуществление исполнителем действий или деятельности на основании индивидуально-конкретного задания к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату.

Поэтому в договоре с самозанятым не должно быть пунктов, в которых указаны:

— должность, должностные обязанности, трудовые функции, упоминание должностной инструкции;

— оклад, премии и т.п.;

— трудовой распорядок, рабочее время, продолжительность рабочего дня (смены), времени отдыха, перерывов на обед;

— подчинение распоряжениям заказчика;

— дисциплинарные меры ответственности.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15 разъяснено, что трудовой договор от договора оказания услуг отличается тем, что исполнителем (сотрудником) выполняется не какая-то разовая работа, а определенная трудовая функция. При этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции, а не оказанная услуга.

 

Е. Натырова

Эксперт «НА»

Подписано в печать

16.02.2024

Документ в СПС КонсультантПлюс:

Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2023 N Ф07-15491/2023 по делу N А56-122617/2022 <О подмене трудовых договоров договорами с самозанятыми>

(Натырова Е.) («Нормативные акты для бухгалтера», 2024, N 4)