Документ предоставлен КонсультантПлюс
- Вправе ли врач требовать удаления своих данных из интернета?
- Может ли он написать ответ на негативный отзыв в сети?
- Стоит ли клинике подавать иск, если она имеет низкий рейтинг на сайте?
- Ответы на эти и другие вопросы по защите деловой репутации читайте в нашем обзоре.
Профиль врача с негативными отзывами удалят только по веским основаниям
Врач УЗИ требовал удалить с популярного сайта его профиль с негативными отзывами. Три инстанции иск поддержали. СМИ обратилось в Конституционный суд. Он указал, что дело подлежит пересмотру:
— сетевое издание вправе размещать персональные данные врача без его согласия, если ранее их разместили на сайте клиники по требованию закона;
— по обращению врача редакция СМИ должна проверять порочащие сведения, на время проверки не показывать негативный отзыв или делать отметку о его спорном характере;
— врачу и клинике должны предоставить возможность написать ответ на негативный отзыв, при этом в ответе нельзя разглашать врачебную тайну;
— суд может запретить изданию размещать сведения о враче, если оно систематически нарушает его права или допускает такие нарушения лицами, которые пишут отзывы. Запрет возможен, когда иные способы защиты не помогли.
1-й КСОЮ решил, что в иске нужно отказать, т.к. сведения о враче разместили законно, право на опровержение не ограничивали.
В большинстве случаев суды назначают лингвистическую экспертизу
Стоматологическая клиника подала иск к сетевому изданию. В публикации в числе прочего написали об удалении здоровых зубов пациента.
АС Западно-Сибирского округа поддержал клинику:
— по заключению лингвистической экспертизы фразы содержали утверждения о фактах — негативную информацию о противоправных действиях клиники;
— в информированном добровольном согласии пациенту сообщили цели и методы оказания помощи, возможные варианты вмешательств, их последствия и т.п.;
— ответчик не доказал, что спорные сведения достоверны.
Выводы экспертизы учел и 7-й КСОЮ. Главврач клиники смог доказать, что публикация в соцсети дискредитирует его профессиональные качества, т.к. содержит информацию о нарушении закона и недобросовестной работе.
Не во всех случаях суды соглашались с заключением эксперта. 4-й КСОЮ направил на пересмотр дело, в котором суд сделал вывод, противоположный заключению эксперта. Суд решил, что отзыв содержит сведения о фактах, а по мнению эксперта, в отзыве пациент выразил свои ощущения, эмоции и предположения.
АС Северо-Кавказского округа рассмотрел заключение эксперта о порочащем характере сведений, но указал, что отзыв пациента содержит оценочное суждение, которое нельзя проверить. ВС РФ отказал в пересмотре дела.
В редких случаях суды делают выводы без проведения экспертизы. Например, 9-й КСОЮ решил: слова носят оскорбительный характер, т.к. их негативный смысл общеизвестен.
Субъективная оценка в отзыве не означает, что в нем нет утверждений о фактах
Пациент оставил негативный отзыв о враче на популярном сайте. Три инстанции посчитали, что в отзыве выражено субъективное мнение пациента, и отказали в иске. Верховный суд направил дело на новое рассмотрение и указал:
— судам следует различать утверждения о фактах и оценочные суждения, т.к. первые можно проверить, а вторые — нет. Субъективная оценка в отзыве не означает, что в нем нет утверждений о фактах;
— суды не оценили, можно ли проверить сведения о том, что врач нарушил график приема, неверно оформил больничный лист, назначил препараты без учета аллергии у больного;
— суд не разъяснил врачу право заявить ходатайство о проведении лингвистической экспертизы и не назначил ее по своей инициативе;
— экспертиза нужна для правильного разрешения спора, что фактически признала апелляция.
Отметим, выводы по данному делу ВС РФ включил в обзор судебной практики за 2023 год.
АС Уральского округа рассмотрел спор о телепрограмме, в которой пациент обвинил медиков в избиении. Клиника потребовала разместить опровержение на телеканале, но получила отказ. Суды решили: видеосюжет представляет собой рассказ пациента о том, что происходило при его лечении, т.е. его личное восприятие. Кассация указала, что заявление о пытках и побоях — это утверждение о нарушении законодательства, а не субъективное мнение пациента о медуслуге. Дело направили на новое рассмотрение.
Низкий рейтинг клиники на сайте — не повод обращаться в суд
Поводом для судебного спора стали низкий рейтинг клиники на интернет-ресурсе и отметка о подозрительной активности в отзывах. Пользователи сайта оставили 168 отзывов о клинике с оценками от 1 до 5, однако ее рейтинг составлял 0. Клиника указала, что не предпринимала никаких действий по «накрутке» рейтинга.
АС Западно-Сибирского округа отметил:
— владелец сайта вправе устанавливать ограничения за нарушение правил сервиса;
— при регистрации на сайте клиника согласилась с его правилами;
— на сайте не указано, что рейтингом манипулировала именно клиника;
— информация о рейтинге сама по себе не может порочить деловую репутацию компании. Рейтинг зависит от поступивших отзывов и конкретной методики расчета.
Суд пришел к выводу, что клиника подала иск с целью повысить свой рейтинг на сайте, а не для защиты деловой репутации.