Для отечественной бизнес-среды тема преемственности и семейности бизнеса несколько нова. Стремление сохранить и приумножить свои активы после физического ухода из этого мира понятно. Многие собственники успешных компаний основали свои проекты еще в 1990-х годах и управляют ими уже более 30 лет. При этом, как говорят эксперты, в большинстве компаний отсутствует четкий и задокументированный план преемственности.
Понятие преемника для нас не ново и широко освещено в юридической науке. Фактически закон и право сводит это понятие к определению «продолжатель» и использует специальное определение — правопреемник. То есть тот, кто на законных основаниях будет продолжать то, что уже начато другим с сохранением всех прав и обязательств.
Существуют многие способы передачи бизнеса или его доли. Это и купля-продажа, и дарение, и разделение долей. Когда касается простой передачи прав на доли в предприятии или активов, то закон и судебная практика выработали достаточно устойчивые подходы. Однако когда речь заходит именно о семейной преемственности в порядке наследования, то здесь очень часто возникают неоднозначные вопросы.
Закон говорит следующее. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Согласно ч. 1 ст. 93 Гражданского кодекса Российской Федерации переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим ГК РФ и тем или иным специальным законом.
В частности, согласно п. 8 ст. 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода.
Это есть классический подход в прикладной юриспруденции, неоднократно подтвержденный судебной практикой (Решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области по делу N 2-782/2018 от 22.11.2018). Это тот самый классический случай, когда доля переходит безоговорочно и с согласия остальных участников.
А если в уставе организации есть условия о согласии иных участников и они не согласны? Это не противоречит закону и напрямую предусмотрено. И является ли это доходом?
Не так давно было опубликовано кассационное определение Верховного Суда РФ от 27.10.2021 N 46-КАД21-1-К6, в котором отмечено, что после решения участников общества наследник либо входит в состав компании, либо получает свое наследство в денежной форме, то есть сумму соразмерно стоимости доли. При этом перечисленные средства в справке 2-НДФЛ обозначаются как доход, который выплачивают при выходе участника из организации. Коллегия подчеркнула, что это не меняет правовую природу суммы, которая остается имуществом, полученным по наследству. Несмотря на код дохода, который принято указывать в справках налоговой, наследники в таких ситуациях фактически не распоряжаются долей. Наследник не приобрел статус участника общества, не стал владельцем доли и, следовательно, не мог выйти из состава его участников. Выплата действительной стоимости доли в уставном капитале общества наследнику — это не операция по реализации имущества, являющегося объектом налогообложения. Наследнику не нужно уплачивать налог в случае, когда он получает любой доход (как в денежной, так и в натуральной форме). Коллегия отметила, что освобождается от уплаты НДФЛ и тот, кому выплачивают действительную стоимость доли, так как это неразрывно связано с самим наследованием доли, обусловлено порядком процедуры и волей остальных участников. В итоге ВС РФ отменил акты трех инстанций и принял новое решение. Коллегия признала незаконным требование ФНС России об уплате налога на доходы физических лиц и пени. В данном определении ВС РФ занял позицию, противоположную ранее изложенной им самим. Ранее — определение Верховного Суда РФ от 10.10.2014 N 301-ЭС14-2972. В этом деле суд, исходя из положений п. 5 ст. 23 Закона об ООО, разъяснил, что доход наследника в виде стоимости доли не является доходом, полученным в порядке наследования, поэтому положения п. 18 ст. 217 НК РФ к нему не применяются. И поскольку НДФЛ облагаются все доходы физического лица, полученные им в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ), а организация, их выплачивающая, признается налоговым агентом (п. 1, 2 ст. 26 НК РФ), общество при выплате наследнику действительной стоимости доли должно удержать из этой суммы НДФЛ. Аналогичная точка зрения изложена в постановлении АС Поволжского округа от 26.01.2018 N Ф06-27878/2017 по делу N А55-8960/2017, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.07.2014 N А79-1277/2011.
Как мы видим, высшая инстанция меняет правила и в зависимости от экономической действительности и способствует бюджету.
Немного проще с акциями. ГК РФ содержит положения, согласно которым акции АО переходят к преемникам умершего. Как следствие, преемники становятся акционерами АО (ч. 1 ст. 1116, ч. 3 ст. 1176 ГК РФ). Если наследодатель-акционер оставил завещание, в котором указал на образование наследственного фонда, то к наследованию будет призван такой фонд. Его создают во исполнение завещания для управления собственностью умершего, в том числе акциями (ч. 1 ст. 123.20-1 ГК РФ). Если наследование происходит в силу закона, акции передают преемникам по общим правилам. Чтобы при наследовании акций войти в акционерное общество, нужно зарегистрировать переход прав на акции этого АО в реестре акционеров. Чаще всего акции выпускают в бездокументарной форме. На наследование акций АО распространяются общие нормы ГК.
Говоря о способах правопреемства, необходимо обратить внимание на новеллы гражданского законодательства. В российском наследственном законодательстве есть много пробелов в части управления крупным состоянием. Нет системы наследственного планирования, и из-за этого трудности в передаче иностранного капитала. А Семейный кодекс вообще не затрагивает вопросы управления состоянием, а только помогает распределить его при разводе. Чтобы это как-то исправить, в России создали наследственные фонды. В целом инструмент неплохой и хорошо зарекомендовал себя в иностранных правовых системах, но требует определенной адаптации и доработки.
Говоря о наследовании крупных активов, можно выделить несколько проблем:
- Непрозрачная структура бизнеса. Часто наследники сталкиваются с длинной цепочкой владения компаниями, структура которых включает международные холдинги и номинальных владельцев. А еще может выясниться, что нет надлежаще оформленной документации и партнерских соглашений, которые могли бы урегулировать спорные вопросы. В некоторых случаях родственникам умершего вообще недоступна информация о его активах и их расположении. Тогда приходится заниматься розыском денег и имущества, натыкаться на новые препятствия. Например, активы могут быть оформлены на доверенных лиц или выведены в офшорные компании, то есть вероятность, что наследники останутся ни с чем.
- Нет культуры наследственного планирования. Состоятельные предприниматели в России не думают о своей смерти, не составляют завещаний и не объясняют наследникам, как работают их компании. В итоге к открытию наследства никто не готов.
- Наследство за рубежом. Непросто бывает получить в наследство иностранное имущество. В разных странах по-своему определен круг наследников по закону и по завещанию, установлены разные требования к форме завещания, системы распределения наследственного имущества. В таких случаях может возникнуть конкуренция норм права в отношении правил наследования.
Именно чтобы обойти вышеперечисленные проблемы и помочь бизнесменам передавать значительные активы по наследству, в 2018 году в России был принят Закон о наследственном фонде. Появилась возможность определять порядок управления бизнесом и другими активами на случай смерти. Задача наследственного фонда — не только решить личные проблемы бизнесмена (например, защитить его компанию от непрофессионального управления), но и сохранить предприятия и рабочие места, что важно для экономики. Самый известный пример наследственного фонда за рубежом — Фонд Альфреда Нобеля, из которого выплачивают знаменитые нобелевские премии.
О желании создать наследственный фонд должно быть указано в завещании. По Закону фонд создает нотариус, суд или душеприказчик, а управляет им доверенное лицо. Минимальный размер капитала Законом не определен. По данным нотариата, нотариусы удостоверили 800 завещаний, которые предусматривают создание посмертных наследственных фондов. Но по факту до сих пор ни один из них не работает. А эксперты к этому инструменту относятся неоднозначно.
Институт наследственных фондов в теории способен помочь сделать бизнес прозрачным для его наследников и улучшить систему наследственного планирования. А вот решение проблем наследования иностранного имущества пока не найдено. Как мы видим, у правопреемника при наследовании бизнеса возникает много проблем. Пути преодоления этих проблем, конечно, есть, но они не совершенны и нуждаются в доработке.
П. Хлебников
Адвокат
Документ:
{Статья: Некоторые вопросы передачи бизнеса преемнику (Хлебников П.) («Трудовое право», 2022, N 8)