Организация добывала уголь путем проходки и строительства шахты. Уголь продавала внутри страны и экспортировала. В II квартале 2020 года своими силами провела строительно-монтажные работы для собственного потребления: построила шахту для добычи угля. Вычет НДС по работам заявила по итогам квартала, в котором их выполнила, — в декларации за II квартал.
При камеральной проверке инспекция отказала в возмещении части НДС. Она полагала, что организация не могла заявить всю сумму к вычету в II квартале. Определять налоговую базу по НДС, который приходится на экспорт угля, нужно на последнее число квартала, в котором собрали пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%.
Суд поддержал организацию:
— строительно-монтажные работы для собственного потребления формируют налоговую базу по НДС. Результаты этих работ — капвложения при строительстве шахты. Стоимость этого ОС начинают списывать в расходы через амортизацию только со следующего месяца (после введения в эксплуатацию). Строительно-монтажные работы не связаны с объемом угля, отгруженного на экспорт в II квартале;
— порядок, на который ссылается инспекция, применяют, если точно известно, что результаты работ использовали для экспорта. В данном случае расчетным путем нельзя определить, сколько угля, добыча которого связана со строительно-монтажными работами, экспортировали в II квартале;
— шахту, на которой вели строительно-монтажные работы, не использовали для добычи угля в II квартале из-за капитальных работ.
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.07.2022 по делу N А53-23957/2021